Выставка в чемодане: роль муниципальных музеев в историческом просвещении

Работа над интерактивной музейной программой «Выставка в чемодане» для Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв» по реализации молодежного студенческого проекта по организации туристско – краеведческих экспедиций «Вещи с памятью», приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. показала особую роль муниципальных музеев как хранителей и трансляторов локальной истории.
Муниципальный музей в силу специфики своей деятельности и состава коллекций обладает значительным потенциалом и большей силой воздействия на впечатления посетителя. «История из первых рук», привязка к конкретной местности, известным людям, событиям, которые помнят жители муниципального образования или их потомки гораздо сильнее воздействует на эмоции и впечатления гостя.
Сложившаяся практика предпочтений крупных (региональных и федеральных) музеев при организации туристских и экскурсионных поездок детей расширяя общий кругозор, но обедняет знания истории малой родины. Общие сведения, многократно отражаемые в учебных материалах, экскурсиях, телевизионных передачах и не связанные с историей малой родины, поддерживают некое поверхностное, зачастую отвлеченное, представление. Муниципальный музей обладает более высоким потенциалом по встраиванию своего контента в образовательные программы учебных заведений, повышению эффективности туристской интерпретации исторического наследия. Атрибутика музейных предметов и коллекций, связанная с конкретной территорией, позволяет создать предельно четкую ассоциацию исторических событий и тех актуальных для молодежи пространств.
Тем самым, муниципальные музеи, выявляя и публикуя артефакты материального и нематериального наследия, являющиеся трансляторами местной истории, поддерживают процессы культурного многообразия, в т.ч. глокализацию, т.е. выявление все большего числа особенностей локальных культур. Это неоценимое многообразие возможностей поиска аутентичности и уникальности при создании туристских брендов.